taksa_shmaksa (taksa_shmaksa) wrote,
taksa_shmaksa
taksa_shmaksa

Categories:

Il ragazzo. Il castrato.

А, какой я слоган придумала?!

Рассказываю. Хоть сейчас это фиг кому докажешь, но было мне однажды восемнадцать лет. Девица я была не какая-нибудь там, а глубоко прогрессивная, и на этой почве была у меня любимая видеокассета, которая из видеомагнитофона практически не извлекалась. Называлась кассета, как вы поняли, "Кастрат Фаринелли". Я в те бестолковые годы вообще велась на всяких андрогинных персонажей, так что фильм меня страшно вставлял - во-первых, там имелся в роли кастрата Стефано Диониси, мущина редкой красоты, а во-вторых и в главных - весь фильм звучит барочная оперная музыка, которую хочется слушать вечно. Это я не в том смысле, что я известный знаток и ценитель барочной музыки, но вот конкретно эту музыку мне хотелось слушать вечно. Саундтрек, впрочем, мне даже в голову не приходило искать, потому что какой тут может быть саундтрек, если на дворе 1995 год?

Шли годы. Смеркалось. Кассета, как это всегда с ними бывает, осела у кого-то из друзей, и след ее простыл. И про фильм я забыла начисто, по Фрейду. Как и про разные прочие фильмы. Не до этого, знаете ли, было: то любовь, то учеба, то замуж.

А тут вдруг меня потянуло к двадцати осьми годам освежить в памяти свои отроческие пристрастия. Благо, что найти теперь из музыки и кина можно буквально фсе. Фильм с удовольствием был приобретен на e-bay (потом, правда, оказалось, что субтитры там только португальские, а язык оригинала - французский либо итальянский, но это все фигня), а саундтрек - оцените смелость идеи - в местном HMV (неделю искали, весь склад, поди, штанами истерли, ползаючи).

И что же я обнаруживаю в своем почтенном возрасте? А то, что Стефано Диониси - действительно мущина редкой красоты, что фильм я смотрю не каким-нибудь там "новым взглядом", а в точности тем же самым взглядом, и что барочную музыку все так же хочется слушать вечно. Что касается саундтрека, то слушаю я его ежедневно раз по восемь, и мою душу, простите за пафос, переполняют неизъяснимый восторг и ликование. Попросту говоря, меня бешено прёт.

Смахнув слезу умиления, перейдем к различным занимательным деталям о правде и вымысле. Я тут слегка подучила матчасть и сообщаю: в фильме практически все наврали. Это, впрочем, не в упрек, а справедливости ради. Да, кстати говоря, фильм в 96 году пытался отбить "Оскара" у "Утомленных солнцем". Печальный исход этой битвы нам всем известен.

Так вот, амбивалентный братец Рикардо, который, по версии режиссера, в принудительном порядке кастрировал своего братишку Карло, а потом ему писал музыку и принимал по эстафете баб в часы разврата, ничем на самом деле не провинился. Кастрировал братишку их общий папа. А с кастрацией тогда очень живенько обстояли дела. Моду на эту негигиеничную процедуру изначально ввела святая матерь церковь - потому что мальчиков в церковных хорах не напасешься (растут быстро, а овес нынче дорог), а женщинам, как вы понимаете, петь на публике не полагалось. Потом, спохватившись, святая матерь категорически запретила это дело, потому как беднота, по нынешней схеме "бомж-цветмет", стала толкать почем зря своих сынишек специальным педагогам, учиться кастратскому пению; оные же их кормили, учили и в нужный момент кастрировали, а папашам потом башляли на водку процент с выступлений. Опять-таки, женщин стали потихоньку выпускать из-под хиджаба на сцену. Так что лавку эту благополучно прикрыли что-то такое к 1687 году.

Прикрыть-то ее, может, и прикрыли, да только не таков был город Неаполь, недалеко от которого о 1705 годе угораздило родиться Карло Броски aka Фаринелли. В Неаполе народ был шибко грамотный - оперу очень любил. А, поскольку тогда на оперу без кастратов даже кухарки не ходили, они там у себя, басурмане, придумали закон: если в крестьянской семье имеется четверо или более сыновей, одного разрешается по спекулятивной цене загнать в консерваторию, где уже педагоги отрежут ему все лишнее и бросят в жернова шоу-бизнеса. Народ, наверное, прямо ломился сдавать своих мальчишек, узнав про такую мазу.

С Карло, правда, получилось более возвышенно. Папаша у него был человек зажиточный и согласился кастрировать сыночка исключительно из любви к прекрасному. Уж очень Карло гаммы хорошо выводил. Аж пробирало. И после этого, по горячим следам, отдал дитятко в обучение тогдашнему мэтру. Был у них там такой Николо Порпора. И этот Николо действительно на славу выучил пацана и раскрутил его на всю Италию, а потом и Европу. Музыку, соответственно, тоже он писал, а никакой не Рикардо - и очень, доложу я вам, приличную музыку. Впрочем, Рикардо пару раз действительно что-то накропал для своего братика, и это что-то действительно звучит в фильме (в частности, та первая вещица, "Ombra fedele anch'io", во время которой женщина книжку читает и кофе пьет у себя в ложе, а потом в этой же ложе неистово оргазмирует от голоса кастрата).

Да вот, кстати еще про сценическое имя Фаринелли. На заре карьеры, в Италии, Карло называли запросто, по-нашему, по-итальянски - il ragazzo, что в переводе с бурухтанского означает "мальчик". Потом дело пошло в гору, и пришлось выдумывать псевдоним. По тогдашней традиции это должно было быть некое производное слово от фамилии учителя или благодетеля, с уменьшительным суффиксом. То есть, в нашем случае было бы логично взять ник Porporino. Но этот ник был к тому времени занят предыдущим учеником мэтра, так что пришлось назваться в честь покровительствующих его таланту братьев Фарина. Вот так все оказалось до обидного просто.

Насчет Генделя, с которым в фильме у Карло сложный конфликт, плевки в рожу и воровство опер. Брешуть все. Но про одно не брешуть: в Лондон Фаринелли действительно поехал по приглашению театра, безуспешно конкурирующего с театром Генделя. А так у них друг к другу никаких творческих претензий не было. В частности, Гендель не отказывался писать музыку для кастратов, а Фаринелли исполнял его оперу по просьбе английской королевской четы. Та же душераздирающая музыка, которая звучит в фильме - это действительно Гендель, тут уже не наврали. Опера называется Rinaldo, и я подозреваю, что никто ее ни у кого не воровал.

И о главном. Голос. И как они его, черти, реконструировали.
Надо сказать, что после смерти последнего кастрата Alessandro Moreschi в 1922 году никто не в состоянии совладать с кастратовским репертуаром, не говоря уж о том, чтобы повторить те голосовые кунштюки, которые они, как говорят, умели выделывать. Нет, ну всякие сопрано и контртеноры, конечно, лезут в калашный ряд и чего-то там булькают - Nella Anfuso, к примеру, которая так беспросветно кудахчет, что хочется ее сдать на птицефабрику. Фишка-то ведь состояла в том, что кастрат обладал короткими и гибкими, как у молодых пионеров, связками, а легкие и грудная клетка у него были как у взрослого лба, который к тому же ежеднево занимается вокальной тренировкой. Это давало в результате сверхчеловеческий диапазон и редкостную мощь в сочетании с необыкновенной чистотой тембра. Понятно, что такое анатомическое чудо в наши дни смоделировать можно, но очень хлопотно. Поэтому режиссер Корбье посоветовался с пацанами, и они придумали аккуратно пришить колоратурное сопрано к контртенору и таким образом расставить диапазон до искомых 3,5 октав или сколько там у него было, и одновременно добиться чистоты, силы и легкости, требуемых для настоящего ангельского пения. И вот они нашли таких двух, с одинаковой техникой: одна - польская красавица Инга Зайонц Ewa Malas-Godlewska, второй - афро-американский контртенор Derek Lee Ragin. (Вот здесь краткий отчет по-английски о том, как они это шили в своем цифровом ателье). Ну, за контртенора я не скажу - недолюбливаю, между нами говоря, высокие мужские голоса, - а вот сопрано действительно фантастической красоты. Кстати, одну из арий Генделя, "Lascia ch'io pianga" (это на которой Гендель в фильме чуть от удара не кончился, не выдержав интеллектуальной мощи собственного опуса), спела полностью Ева. Этот, знаете ли, голос вызывает тот особый вид мурашек, когда явственно ощущаешь, как именно скальп крепится к черепу. Говорю это как полный профан в оперной музыке. Так вот из этих двух донорских голосов слепили голос, уж не знаю, насколько похожий на правду, но испытать от него оргазм, думаю, очень даже можно.

Ну и так, напоследок, байка-быль из жизни великого кастрата. Я, честно говоря, думала, что такое только в китайских сказках бывает.

Был тогда в Испании король Филипп Пятый. Он, видите ли, страдал депрессией: больше года валялся в кровати с немытой мордой, блох пальцами не ловил, брить и мыть себя не разрешал, кидал в прислугу тарелки с трюфелями, и на государственные дела, конечно, клал с прибором. И это вызывало понятное беспокойство его царственной супруги Елизаветы. Там у них при дворе плелась такая интрига, в которой королеве было выгодней, чтоб муженек побрился, вычесал блох и шел уже в конце концов царствовать.
А тут как раз Фаринелли был в Мадриде. Проездом. Он, может, ехал в Италию навестить свою бывшую бабушку. А тут королева приглашает слегка попеть за приличный гонорар. Она от каких-то знахарок имела сведения, что музыкотерапия - очень перспективное направление в психиатрии и может помочь ее зарвавшемуся супругу. И Фаринелли, конечно, согласился, потому что по доброте своего нрава вообще не мог ни одной королеве отказать. Пришел и спел.

Король, даром что лежал в кровати в соседней комнате и требовал грушевого квасу, услышав божественное пение, выбежал к гостям, как был, в одних кальсонах, и сказал Фаринелли: "Уж так ты мне нравишься, голубчик, что проси у меня что хочешь, и все тебе будет".

А Фаринелли, наученный королевой, говорит, не будь дурак: "Вы бы, государь, побрились, помылись и шли бы царствовать. А то перед людьми стыдно. Все-таки 1737 год на дворе.". И король, действительно, дал себя побрить и помыть, и даже стал потихоньку царствовать. Фаринелли же королева быстренько ангажировала к себе в штат для закрепления лечебного эффекта, и он девять лет подряд, до самой смерти Филиппа, пел ему каждый вечер по его просьбе одни и те же четыре любимые арии.

И лично я этого Филиппа очень хорошо понимаю. Потому что - one God, one Farinelli.

Всё.

кому надо - вот здесь занимательный рефрат о Фаринелли (по-немецки) за авторством контртенора Инго Ханне
Tags: сладкий лепет мандолины
Subscribe

  • И вырвал

    Английский, например, я выучилъ только за то, что им разговаривали разные кумиры детства, и мне позарез требовалось знать, чего они воспели в своем…

  • маленько святой музыки

    Давно хотела выложить. Баян, конечно, но я очень люблю. Dixit Dominus, Гардинер Генделю, между прочим, было 22 года, когда он это написал.

  • Новости академической музыки

    1. Ева Годлевска совсем ополоумела: http://www.ewamalas-godlewska.com/# - Song 1 И чего ей в опере не поется? 2.*чорный-пречорный пеар* HMV -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • И вырвал

    Английский, например, я выучилъ только за то, что им разговаривали разные кумиры детства, и мне позарез требовалось знать, чего они воспели в своем…

  • маленько святой музыки

    Давно хотела выложить. Баян, конечно, но я очень люблю. Dixit Dominus, Гардинер Генделю, между прочим, было 22 года, когда он это написал.

  • Новости академической музыки

    1. Ева Годлевска совсем ополоумела: http://www.ewamalas-godlewska.com/# - Song 1 И чего ей в опере не поется? 2.*чорный-пречорный пеар* HMV -…